Критерии и нормы оценок по предметам в
начальной школе
в соответствии
с ФГОС НОО
(безотметочное обучение в 1-х классах)
Рекомендации к текущей проверке в 1-ом классе
В 1-ом классе домашние задания не задаются в 1-м полугодии. Во 2-м
полугодии в соответствии с обновленными нормами САНПиНА выдаются
небольшие домашние задания, не более чем по 2-м предметам в день.
Время на их выполнение не должно превышать 1 часа. Например,
литературное чтение – прочитать окончание рассказа (стр. 53) вслух
родителям. ИЗО – закончить рисунок «Зимний пейзаж».
Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы
(раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде:
- текущей диагностики;
- тематической диагностики;
- итоговой диагностики.
Формы контроля в 1-ом классе:
- устный опрос
- письменный опрос (самостоятельные, проверочные работы).
Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую
символику.
В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные
работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года
не позднее 20-25 апреля.
По окончании учебного года все учащиеся переводятся во 2 класс на
основе анализа УУД и характеристики учителя на каждого ученика.
Исключение составляют учащиеся, которые не усвоили основные разделы
программы по состоянию здоровья.
В течение учебного года осуществляется текущая проверка знаний,
умений, навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством
небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных
строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры,
списывание слов и небольших по объему предложений и рукописного, и
печатного шрифтов.
В конце учебного года проводятся контрольные работы типа
списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по
объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не
расходится с произношением.
Объем диктантов и текстов для списывания должен быть следующим: в
начале года составлять 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6
слов или 1-2 предложения из 2-5 слов.
Безотметочное обучение осуществляется в 1 классах по всем предметам
учебного плана.
В 1-ом классе используется только словесная оценка, критериями
которой является соответствие или несоответствие требованиям
программы.
Русский язык
При выявлении уровня развития умений и навыков по письму
необходимо учитывать развитие каллиграфических навыков; знаний и
умений по орфографии, сформированность устной речи.
Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7
минут, а длительность непрерывного письма 4-х минут.
В 1-ом классе в конце учебного года должны при проверке
отслеживаться следующие требования:
- объем словарного диктанта 8-9 слов, диктанта 19-20 слов, написание
которых не расходится с произношением; Контрольное списывание – до 20
слов.
- устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
- записывать по памяти небольшой текст (1-2 предложения);
- писать печатным и рукописным
шрифтом, соблюдая правила
каллиграфии.
Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с
правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если
имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного
расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и
ширине) и 1-2 негрубых недочета.
Уровню низкого развития каллиграф навыка соответствует письмо,
которое в целом, не соответствует многим из перечисленных выше
требования, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
- частичное искажение формы букв;
- несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;
- наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;
- выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
- крупное и мелкое письмо;
- отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между
буквами и словами.
Орфография
Высокому уровню развития навыков, умений по орфографии
соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и предыдущему
материалу.
Среднему уровню развития навыков по орфографии соответствует
письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат
более 5-7 недочетов.
Низкому уровню развития навыков, умений
по орфографии
соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает
указанное количество.
Устная речь
Критериями оценки сформированности устной речи являются:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
- последовательность изложения;
- культура речи.
Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные,
последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более
1 неточности в речи.
Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям,
удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает
неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом
обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по
наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило
примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и
предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в
употреблении слов и построение словосочетаний или предложений.
Чтение
При определении уровня развития умений и навыков по чтению
необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ
чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми
навыками и умениями работать с текстом.
I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:
1 уровень: 10-15 слов в минуту
2 уровень: 20-30 слов в минуту.
II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:
1 уровень: 15-20 слов в минуту
2 уровень: 25-40 слов в минуту.
Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.
Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ
чтения при темпе не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года);
понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить
главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений,
подтверждающих эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой
способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения
20-30 слов. Учащийся не может понять отдельные слова, при общем
понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не может
найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по
буквам при темпе ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости
произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста,
неправильные ответы на вопросы по содержанию
Чтение наизусть
Высокий уровень - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Средний уровень - знает стихотворение наизусть, но допускает при
чтении
перестановку
слов,
самостоятельно исправляет
допущенные неточности.
Низкий уровень - нарушает последовательность при чтении, не полностью
воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Пересказ
Высокий уровень - пересказывает содержание прочитанного
самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или
кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить
ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Средний уровень -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
или пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, допускает
речевые ошибки.
Низкий уровень - не может передать содержание прочитанного
Нормы оценивания по математике
Виды письменных работ и нормы оценивания:
Работа, состоящая из примеров:
Высокий уровень – без ошибок.
Средний уровень –1-2 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
Низкий уровень – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
Высокий уровень – без ошибок.
Средний уровень – 1 грубая и 1–2 негрубых ошибки.
Низкий уровень – 2 и более грубых ошибки.
Характер ошибок.
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор
действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1. Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике
не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил
каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже
среднего уровня.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предмета "Окружающий мир",
оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель
контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей
делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения,
приводить примеры из дополнительных источников, применять
комплексные знания.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему
миру
проводится
в форме
устной
оценки
и
письменных
работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.
Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и
проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ
подбираются средней трудности с расчетом на возможность их
выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются
отдельно и только положительной отметкой.
Тесты в области метапредметных умений дают возможность
проверять овладение обучающимися такими универсальными способами
деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения
учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка,
распознавание природных объектов, определение истинности утверждений
и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и
практических работ
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной
характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех
случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины,
закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по
существенным признакам;
незнание
фактического
материала,
неумение
привести
самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное
заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком,
иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному
результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в
правильном показе изученных объектов (природоведческих и
исторических).
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих
отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении
опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение
осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых
результатов
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у
обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы
познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального
общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной
практической жизни.
Нормы оценивания по технологии
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого
урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в
целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично
продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и
технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности
каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе
наблюдений, размышлений и самореализации.
Нормы уровня оценивания выполнения обучаемыми
практических работ
Высокий уровень - ставится, если ученик выполнил работу в полном
объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил
организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа
аккуратная);изделие изготовлено с учетом установленных требований; полностью соблюдались правила техники безопасности.
Средний уровень ставится, если работа выполнена правильно только
наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не
уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением
отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники
безопасности.
Низкий уровень ставится, если имеют место существенные недостатки в
планировании труда и организации рабочего места; неправильно
выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти
отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями
требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.
Примерный характер уровневого оценивания предполагает, что при их
использовании следует учитывать цели контроля успеваемости,
индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Нормы уровневого оценивания по изобразительному искусству
Высокий уровень:
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно понимает изученный материал и умеет применить полученные
знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между
собой все компоненты изображения;
- правильно подбирает цвета, умеет пользоваться всеми техниками
(краски, карандаши, фломастеры) рисования;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Средний уровень:
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала;
- работа не полностью завершена, есть недостатки при раскрашивании.
Низкий уровень:
- учащийся допускает грубые ошибки: рисунок только начат, нет его
завершения; ученик не использует краски (карандаши, фломастеры) при
работе над рисунком; сюжет рисунка не соответствует заявленной на уроке
теме; работа мятая, небрежная;
- работа не представлена на проверку.
Нормы оценивания по музыке
Функция оценки - учет знаний и интереса к музыкальной культуре.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей
жизненной позиции, передача впечатлений о произведении). Умение
пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных
способностей в слушании музыки, пении и стремление их проявить.
Желание передать впечатления от музыкального произведения словами,
через рисунок. Знание текста разучиваемых песен, участие в хоровом
пении.
Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры:
Текущее оценивание:
Оценивание учащихся 1 класса – словесное.
При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая
подготовка, способности.
Итоговое оценивание
Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок,
полученных учеником в течение четверти (полугодия).
Количество текущих оценок для выставления четвертной отметки – не
менее 5; за полугодие не менее – 10.
Оценивание учащихся, освобожденных от занятий физкультурой на
длительный срок (на учебный период) или освобожденных после
болезни и не имеющих количество текущих оценок, недостаточное для
выставления итоговой оценки.
По своей направленности учет успеваемости обучающихся,
освобождённых по медицинским показаниям по физической культуре
подразделяется на текущий и итоговый.
Текущий учет осуществляется в процессе учебно-воспитательной
работы.
На уроке физической культуры путем опроса или вызова обучающихся,
освобождённых по медицинским показаниям, оценивается качество
усвоения знаний, предусмотренных программой физического воспитания,
владение инструкторскими и судейскими знаниями, умениями. Важно,
чтобы учет был объективным, сопровождался пояснениями учителя
(включая и обоснования оценки), проводился с учетом возрастных и
половых особенностей обучающихся, физической и двигательной
подготовленности обучающихся.
Учет должен согласовываться с
задачами урока.
Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках
физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании
выполнения письменного задания. После предоставления справки об
освобождении от занятий физкультурой, учитель выдает ученику
теоретические вопросы.
Для обучающихся, находящихся на надомном обучении, оценка по
физической культуре выставляется по результатам выполнения пунктов
теоретической части (при необходимости аттестации этой категории
учащихся).
Учитель имеет право выбрать из каждой части те мероприятия, которые
наиболее подходят индивидуальным особенностям конкретного
обучающегося,
Итоговый контроль организуется по четвертям, на его основе
выставляется годовая оценка по физической культуре, выявляются сдвиги
в состоянии здоровья, физической и двигательной подготовленности.
Критерии оценивания по физической культуре являются
качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень
овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями
и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в
физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития
основных физических способностей: силовых, скоростных,
координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает
направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре,
учителя реализуют не только собственно оценочную, но и
стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику
изменения развития физических качеств за определенный период времени,
а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы
телосложения, психические и физиологические особенности). При этом
учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не
унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении
и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
И т о г о в а я оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела,
за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие практические
срезы умения (выполнение команд, физических упражнений, знаний
правил безопасности), полученные учащимися за овладение всеми
составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и
навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей,
умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Учащиеся получают зачёт в зависимости от следующих конкретных
условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения
в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и
охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья,
при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями.
Есть существенные положительные изменения в физических
возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в
формировании навыков, умений и в развитии физических или моральноволевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или
подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической
культуре, для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или
корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе
школьных соревнований между классами или организации классных
спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями
теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
Учащиеся получает незачёт в зависимости от следующих конкретных
условий:
1. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на
уроках физической культуры.
2. Посещает регулярно занятия без спортивной формы, поэтому не
участвует в спортивно-двигательных упражнениях.
3. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании
навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых
качеств.
4. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий
оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми
теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
Оценка успеваемости за учебный
год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом
общих оценок по отдельным разделам программы. При этом
преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки
осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную
деятельность.